MTV - РОССИЯ
Компьютеры и комплектующие
>
КФ ГОУ ОГУ  :.
Расписание звонков  :.
Железо  :.
Soft  :.
Полезные ссылки  :.
НА ГЛАВНУЮ  :.

ВИДЕОКАРТЫ

Обзор и разгон Видеокарты Leadtek WinFast A7600 GT TDH 256 Mb DDR3
Все началось с того, что вышла из строя моя, видавшая виды, видеокарточка Leadtek WinFast А400TDH Geforce 6800. Поскольку моя система все еще основана на процессоре Barton и материнской плате на чипсете NForce 2 Ultra, то передо мной встал выбор: или купить видеокарту уже отживающего свои дни интерфейса AGP или заменять всю систему целиком, перейдя тем самым на видеокарту PCI-Express. Моя старая система благодаря отличной системе водяного охлаждения


была не слабо разогнана и при этом еще очень даже не плохо справлялась с современными игрушками в самом популярном для игр разрешении 1024х768.

Поэтому я решил пока отложить глобальное обновление системы, в следствии чего потребовалась новая AGP видеокарта. Напитавшись информацией из конференции родного сайта Оверклокерс, а также статей с тестированием, я определил круг потенциальных кандидатов для выбора:
1. Geforce 7800GS
2. Geforce 7600GT
3. Geforce 7600GS
Модели видеокарт предыдущего поколения Geforce 6800xx, и Radeon X8xx, я исключил сразу, так как ничего интересного для меня в них уже не было, а у последних еще и отсутствовала поддержка третьих шейдеров.

После того как выяснилось, что Geforce 7600GS с DDR3 для AGP не встречаются, по крайней мере на просторах нашей великой родины, я вычеркнул эту карточку из списка.

В результате тщательного анализа параметра «цена\качетво» (рубли\попугаи), я остановился на Geforce 7600GT. Так как, ИМХО, видеокарта Geforce 7800GS значительно превосходит ее в цене, но не дает адекватной отдачи в попугаях, также она на много горячее, да и вообще это просто монстр, напоминающий мне горбуна из Нотердама…

Определившись с выбором, я бросился на поиски Geforce 7600GT для AGP по магазинам. Купить эту карточку, даже в Москве, оказалось не просто, но после трех дней напряженного поиска мне повезло и я уже держал карточку в руках. (карты была приобретена за 192 $).

2. Краткое описание Видеокарты Leadtek WinFast A7600 GT TDH 256 Mb DDR3 AGP.
Видеокарта поставляется в коробочной версии,


В стандартный комплект входит:
1. Сама видеокарта.
2. Переходник D-SUB\DVI
3. Кабель-разветвитель RGB.
4. Диск с драйверами и утилитами.
5. Два диска с Bundle версиями игр: Serios Sam 2, Trackmania Nations.
(Неплохая комплектация по части игр ;) )
Вот так выглядит видеокарта:

Leadtek 7600GT AGP


Leadtek 7600GT AGP тыл


Штатные частоты работы карты составляют 560MHz по видеочипу (GPU) и 1400 MHz по видеопамяти.
Чип и переходной мост закрывают алюминиевые радиаторы. Прижим радиаторов слабый, а точнее сказать недостаточный для эффективного теплообмена. Микросхемы памяти закрыты только вертикальными ребрами отходящими от радиатора на чипе. Термоинтерфейс на чипе по цвету напомнил КПТ-8, а по консистенции он явно жиже. На переходном мосте обыкновенная терможвачка. (эхх, как надоело встречать такие безобразно не эффективные термоинтерфесы, может они там на Тайвани не знают, что есть копеечные (при оптовой закупке) термопасты высокой эффективности??? J)
Фото карты без системы охлаждения:

Leadtek 7600GT AGP без охлаждения

Чип G 73:

Чип G73

Память производства фирмы Samsung, установленная на карту обладает скоростью доступа 1,4 Нс, что соответствует частоте 1400MHz.

Память с 7600GT

Вот в общем то и все, что можно сказать о внешнем виде карты. В целом дизайн карточки очень напоминает версию 6600GT от Leadtek.

Прилагаю ссылку на версию «по умолчанию» Биоса видеокарты

3. Нюансы настройки.

Установив карту в слот материнской платы я столкнулся с неприятным сюрпризом. Карточка определялась при старте системы, но Окна ХР 2 не хотели загружаться с этой карточкой. Проверив материнскую плату, блок питания и саму карточку на другой системе, и убедившись, что все компоненты работоспособны по отдельности, но вместе не могут загрузить одноименную операционную системы, было решено переустановить ОС.
Помогло. Но далее ждал еще один «сюрприз». Ставшая практически родной, утилита Riva Tuner v.2 RC 16, не могла определить видеокарту. Установленная версия драйверов ForceWare 91.47 была заменена на последнюю версию 92.91, но ожидаемого эффекта это не принесло. Решение как всегда в таких случаях было найдено на конференции Overclockers, в ветке о Riva Tuner. Оказалось, что просто необходимо прописать Device ID видеокарты в файле rivatuner.cfg, открыв его с помощью текстового редактора. И в раздел [GPU_10DE], в строку[GPU_NV4B] подставить значение 2e0h.
Примечание: За время пока писалась эта статья вышла новая версия утилиты, Riva Tuner v.2 RC 16.1., в реестр которой был добавлен ID к AGP картам на семействе видеочипа G73.
Далее приступим к разгону!

4. Описание тестового стенда, методики и условий тестирования.

Тестовый стенд:
Материнская плата: Epox 8RDA3+ rev.2.1 Vcore 1,8V.
Процессор: Barton 2500+@2365MHz, 215MHzx11, Vcpu 1,8V.
Оперативная память: 2x512Mb Hunix Dual DDR 2,5-3-3-7 Vmem 2,90V
Видеокарта: Leadtek 7600GT (AGP) 256MB DDR3 1,4ns
Жесткий диск: Seagate 120Gb S-ATA
Звуковая карта: Creative Live 5.1
Блок питания: Thermaltake РР 550Wt
Привод: Toshiba DVD+/-RW
Охлаждение: Самодельная СВО на CPU, GPU, NorthBridge помпа Aqurel 650 л\ч, Радиатор от отопителя а\м Газель с 2 шт. Evercool 90х90мм+120х120мм Titan (сквозной продув)
Охлаждение памяти, HDD и мосфетов мат. платы: алюминиевые радиаторы на Алсил 5 + кулеры 80x80мм (5шт. Из них 2шт. непосредственно для обдува видеокарты).
Мониторы: Samsung 17’ 755DFX & LG Plazma 42' 3RVZA

Операционная система: Windows ХP sp 2. (настройка на оптимальное быстродействие, все ненужные службы отключены, автозагрузка максимально очищена, реестр оптимизирован).
Драйвер материнской платы: Nforce Nvidia 5.10
Видеодрайвер: ForceWare 91.47 (настройка на максимальное качество, параметрами сглаживания и фильтрации управляют приложения).


Методика и условия тестирования: все тесты проводились в пакетах 3D Mark 2003 build 3.6.0., 2005 build 1.2.0. и 2006 build 1.2.0. версии. Каждый результат является усредненным значением из тройного прогона теста. Естественно, что все настройки Марков «по умолчанию». Общее время тестирования составило почти месяц, но температура в помещении колебалась слабо, от 23 до 25 градусов. Чтобы полностью приблизить тестирование к условиям реальной эксплуатации

5. Результаты разгона с использованием стандартной системы охлаждения.

На номинальных частотах 560/1400МHz, карта показала следующие результаты:
3D Mark 2003 - 11940
3D Mark 2005 - 5705
3D Mark 2006 - 2894


Максимальная температура видеочипа во время тестирования составила 65 градусов. В покое (2D) карточка работала с температурой чипа 40 градусов.

В процессе разбора видеокарты для чипа и переходного дефолтный термоинтерфейс был заменен на КПТ- 8.
При максимальном стабильном разгоне, без артефактов, фризов и троттлинга карта разогналась до частот 620/1600МHz, для 2005 и 2006 марка, и 610/1600МHz для 2003 марка. 2003 марк всегда был немного более строг к разгону видеочипа на моей системе .
Результаты максимального разгона со стандартной системой охлаждения составили:
3D Mark 2003 - 13024
3D Mark 2005 - 6333
3D Mark 2006 - 3161


Максимальная температура видеочипа во время тестирования составила 72 градуса.

В целом надо отметить очень средненький разгон я бы сказал разгончик ), а точнее прирост производительности составил:
3D Mark 2003 - 9%.
3D Mark 2005 - 11%
3D Mark 2006 - 9%


И надо отметить негорячий чип G73, так как при повышении частот до критического уровня температура чипа возросла всего на 7 градусов, хотя видеокарта обдувалась двумя вентиляторами 80х80мм., а без них прогрев был бы явно большим.

Честно говоря, при таком жиденьком разгоне копаться с выяснением оптимальной дельты между частотами чипа и таймингами памяти я не стал. Но я не стал этого делать, так как самое сладкое, а именно разгон с водяным охлаждением и вольтмодами мне еще предстоял. Если же у вас нет системы водяного охлаждения и вы не собираетесь делать вольтмоды, то поиском оптимальной дельты частот чипа и подбор таймингов памяти вполне целесообразное занятие. Рекомендую!

6. Результаты разгона с использованием системы водяного охлаждения.

6.1. Установка водяного охлаждения и радиаторов на видеопамять.

Устанавливаем водоблок подключенный к центральной СВО на подопытную видеокарту(использованный термоинтерфейс КПТ-,

(кликните по картинке для увеличения)

Крепление водоблока (лицо)


(кликните по картинке для увеличения)

Крепление водоблока (тыл)


и приклееваем на термоклей Алсил-5, специально выпиленные из старого радиатора под Soсket A, радиаторы на видеопамять.

Немного о термоклеях.
По личному опыту хочу заметить, что термоклей для склеивания, где фактор термопередачи главенствующий, рекомендую использовать именно Алсил-5, как более текучий, а не Радиал очень быстро засыхает и при склеивании и в тюбике. В этом есть, конечно, один плюс, что склеиваемый объекты достаточно хорошо прижать на 5-10 секунд и после этого можно их как угодно вертеть в пространстве, не опасаясь расклеить их. Но это достигается за счет гораздо более густой, по сравнению с Алсил-5 консистенцией, то есть невозможно нанести тончайший слой термоклея, обеспечивающий максимальный термобмен между тепловыделятелем и теплосъемником. Радиал лучше использовать в труднодоступных местах или просто для мелких деталей, вроде радиаторов на силовые микросхемы.

(кликните по картинке для увеличения)

Радиаторы на памяти 7600GT AGP


6.2. Подбор оптимальной дельты разницы частот видеочипа.

Тестирование на максимальный разгон с использованием системы водяного охлаждения я решил начать сразу с измененной дельтой частот графического чипа. И методом перепрошивки Биоса установил разницу в частотах (Дельту) = 100MHz.

Дельта значением равным 100 MHz была выбрана, как самая популярная из всех встречавшихся мне в ветках конференций о видекартах GeForce 7600GT. Но для моего экземпляра она оказалась слишком высокой. Поэтому я даже результаты разгона с ее использованием описывать не буду, скажу только, что они упали даже по сравнению с разгоном со стандартной системой охлаждения.

Далее в видеокарту был прошит Биос с дельтой = 50MHz.
С этой дельтой максимальный разгон без артефактов, фризов и троттлинга составил 620/670/670/1600МHz для 2003 марка и 630/680/680/1600МHz для 2005 и 2006 марка.
Результаты:
3D Mark 2003 - 13316
3D Mark 2005 - 6439
3D Mark 2006 - 3268


Максимальная температура видеочипа во время тестирования составила 44 градуса. А в простое температура была 37-38 градусов. Дельта температур всего 6-7 градусов – это к разговору о эффективности водяного охлаждения…

Сделав для себя вывод о том, что 50MHz это не оптимальная дельта, так как максимальная частота геометрического блока была выяснена, и равнялась 620-630MHz(620MHz для 2003 марка и 630MHz для 2005 и 2006 марка), а частоты Rop и шейдерного блоков были не предельными.

Так как 100 оказалось слишком много, а 50 маловато, то было решено прошить промежуточное между 100 и 50 значение с легким креном к 50. Итак дельта = 70MHz.

С этой дельтой максимальный разгон без артефактов, фризов и троттлинга составил 620/690/690/1600МHz для всех версий марков. При выставлении значения частот чипа в 630/700/700МHz марки уже не удавалось пройти.

Следовательно были найдена оптимальные частоты Rop и шейдерного блоков, а именно 690 МHz.
Результаты:
3D Mark 2003 - 13436
3D Mark 2005 - 6366
3D Mark 2006 - 3275


Максимальная температура видеочипа во время тестирования составила 43 градуса.

После определения максимальных частот по всем блокам, 620-630МHz(блок геометрии) и 690МHz(остальные блоки) оставалось прошить биос с оптимальной дельтой 690-620(630)=60(70). Поскольку дельту 70MHz я уже пробовал, было решено прошить биос с дельтой = 60MHz.

Максимальный разгон с дельтой 60MHz составил, как и ожидалось, 620/680/680/1600МHz для 2003 марка и 630/690/690/1600МHz для 2005 и 2006 марков.
Результаты:
3D Mark 2003 - 13393
3D Mark 2005 - 6488
3D Mark 2006 - 3294


Максимальная температура видеочипа во время тестирования составила 43 градуса.

По сравнению с показателями производительности относительно частот видеокарты «по умолчанию», разгон с подбором дельты и использованием системы водяного охлаждения составил:
3D Mark 2003 - 12,5%.
3D Mark 2005 - 14%
3D Mark 2006 - 14%


Выводы по разделу:
1. Оптимальная дельта определена = 60MHz, как наиболее производительная в 2005 и 2006 марках. А для 2003 марка максимальная производительность достигается при дельте 70MHz.
2. Разгон с СВО откровенно говоря подкачал, я ждал больше при моей СВО. Прирост производительности по сравнению с разгоном на стандартной системе охлаждения составил всего:
3D Mark 2003 - 3%.
3D Mark 2005 - 2,5%
3D Mark 2006 - 4%


7. Вольтмод. Руководство, рекомендации и предостережения.

Когда я выбирал видеокарту на базе Geforce 7600GT , конечно держал в уме вольтмод чипа и памяти.

Купив, я избараздил просторы русскоязычного и не только интернета, но обнаружить руководства по вольтмоду AGP версии Geforce 7600GT так и не удалось. Пришлось опять обратится на конференцию родного сайта Overclockers.ru, в ветку по вольтмоду видеокарт. Таким образом, с помощью участников конференции S_A_V и depp_ZZ, опытным путем была найдена схема вольтмода для данной видеокарты. Были найдены датащиты на установленные на карту микросхему управляющие питанием. И по датащитам были определены ноги, отвечающие за контроль выходного напряжения и ноги «земли». После проверки сопротивления между ними было решено припаять к ним подстрочные резисторы номиналом 10кОм. Точки мониторинга напряжения видеочипа и памяти определялись по отслеживанию цепей питания.

Вместо обычных, в такой ситуации строк, когда пишут о том, что автор не несет никакой ответственности за ваши девайсы, после повторения его действий на них, я опишу реальную ситуацию которая, я надеюсь, станет для большинства более поучительной, чем стандартные заученные фразы.

Для вольтмода понадобится:
1. Два построечных резистора (в корпусе, с регулировкой под винт) на 10кОм (предварительно выкрученных на максимальное сопротивление).
2. Заизолированные проводки, для более удобного расположения резисторов на PCB. (Не рекомендую паять ножки резисторов непосредственно к ножкам микросхем. Так существует большая вероятность оторвать ножки резисторов от микросхем во время подкручивания отверткой).
3. Шлицевая отвертка с узким жалом для регулировки сопротивления резисторов.
4. Мощный (не менее 40ватт) паяльник с тонким жалом. И комплект паяльных принадлежностей вроде: канифоли, олова, флюса пинцета (так как микросхемы маленькие).
5. Мультиметр.
6. Твердые прямые руки и высокий скилл паяния.

Далее как раз и последует рассказ о том, как не надо делать вольтмоды. Мощного паяльника с тонким жалом у меня не нашлось, поэтому я использовал 25ваттный паяльник с толстым жалом и накрученной на него медной проволокой 2мм в диаметре.

Как оказалась таким паяльником просто невозможно прогреть ножки микросхемы управляющей силовым питанием до температуры, когда к ней будет эффективно прилипать олово. Поэтому мне с огромным трудом, с 10 или 15 попытки чудом удалось припаять один проводок к микросхеме питания видеочипа, а второй проводок ну никак не хотел припаиваться и уже 20 и 30 попытка и все никак. Ну и как в таких случаях всегда бывает, из-за длительного напряжения у меня дрогнула рука и снес рядом стоящий керамический конденсатор, обильно залив его и рядом стоящие оловом. Олово удалось собрать, но не до конца. Карта естественно после этого не заработала.

В итоге я решил отдать карту спецу, обладающему профессиональным оборудованием и скиллом паяния явно выше, чем у меня .


При помощи профессиональной паяльной станции и навыка паяния карте была восстановлена работоспособность и к необходимым ногам силовых микросхем были припаяны проводки для дальнейшего присоединения к ним резисторов, с чем уже я легко справился и при помощи моего горе паяльника.

7.1. Вольтмод видеочипа.

Для вольтмода видеочипа соединяем через построечный резистор 4 (feedback) и 7 (ground) ногу самой длинной микросхемы на тыловой стороне видеокарты. Резистор, как я уже писал, обязательно выкрученный на максимум. Точки мониторинга напряжения указаны на рисунке, это земля с молекса и нога катушки. Номинальное напряжение на видеочипе =1,35V. При переходе в 3D напряжение подрастает на 0,05V. То есть становится 1,4V.

Vgpu 7600GT AGP



После установки вольтмода. Включаем систему и начинаем постепенно выкручивать резисторы по часовой стрелке, замеряя напряжение после каждого оборота (так как резисторы бывают с провалом и могут не пропорционально вращению задавать сопротивление). В моем случае максимально стабильное напряжение для видеочипа составило 1,55V в 2D и 1,6V в 3D. Далее я решил поднимать напряжение, только исходя из температурных показателей после результатов тестирования.
Прошу обратить ваше внимание на то, что тепловыделения видеочипа при вольтмоде прилично возрастет и надо будет задуматься над охлаждением чипа, Стандартная система охлаждения на подобие системы от компании Leadtek уже явно не справится…

7.2. Вольтмод видеопамяти.

Для вольтмода видеопамяти соединяем через построечный резистор 3 (feedback) и 6(ground) ногу микросхемы расположенной в верхнем правом углу (если смотреть фото лица видео карты в начале статьи) видеокарты микросхемы. Резистор, как я уже писал, обязательно выкрученный на максимум. Точки мониторинга напряжения на видеопамяти видны на картинке, это любая нога большого черного дросселя в корпусе и земля, к примеру: с распайки молекса на видеокарте.

Номинальное напряжение на видеопамяти 2,0V., при переходе в 3D режим оно увеличивается на 0,03V., то есть становится равным 2,03V.

Vmem 7600ГGT AGP


Но тут хочу рассказать об одном из ряда вон выходящем случае!Если перевернуть местами концы мультиметра при измерении напряжения на видеопамяти, то вместо отрицательного значения напряжения, то есть – 2,0V , вместо 2,0V. Я увидел 1,8V… Не веря своим глазам я несколько раз перепроверил. Потом разобрал щупы мультиметра, убедившись, что контакт нормальный, батарейка в мультиметре была абсолютно новая. В чем причина такого необъяснимого явления я так не понял. Причем когда в дальнейшем я увеличил напряжение на видеопамяти вполоть ло 2,4V, то при переворачивании концов мультиметра местами на тех же точках цепи было все тоже напряжение в 1,8V… прямо загадка какая-то. Может кто-нибудь прояснит…


После установки вольтмода. Включаем систему и начинаем постепенно выкручивать резисторы по часовой стрелке замеряя напряжение после каждого оборота. Честно говоря, я не знал когда мне следует остановится в поднятии напряжения так как не обладал достаточной статистикой по вольтмодам 1,4Нс памяти. Поэтому ориентировался только на те статьи, на которые есть ссылки в ветке по 7600GS\7600GT.
Ознакомившись с ними, я сделал вывод, что более 2,25V напряжение поднимать не следует, дабы не испытывать лишний раз судьбу. Поэтому я увеличил напряжение до 2,17V в 2D и соответственно 2,20V в 3D. Но позже, любопытство все же вязло свое и я попробовал таки протестировать видеокарту с напряжением на памяти вплоть до 2,4V. Опережая события, скажу, что это действие не сколько не добавило разгона на видеопамяти. А если нет разницы, то зачем… ну и так далее…. В общем, оставил 2,20V.

7.3. Установка радиаторов на силовые микросхемы и сетевые выпрямители (триоды и дроссели).

После установки вольтмодов, по своему опыту я ожидал, что силовые микросхемы и все выпрямители (триоды и дроссели), начнут сильно греться, и поэтому заранее заготовил, выпиленные в размер алюминиевые и медные радиаторы. Но мои ожидания не оправдались…
Конечно, их нагрев я замерял сугубо тактильно, пальцем J, но по сравнению с режимом работы с номинальными напряжениями на чипе и памяти, они стали только слегка более теплыми, в пределах 50 градусов.
Но поскольку радиаторы уже были заготовлены, я все же решил использовать их.
Вот как у меня получилось:



Единственная микросхема, которая грелась не в пример остальным сильно, около 70 градусов, показана на фотографии с радиаторами на тыловой стороне видекарты и расположена она не как все микросхемы вертикально или горизонтально, а под углом 45 градусов, поскольку радиаторы я клеил по направлению микросхем, то ее можно увидеть на фото по радиатору под углом 45 градусов.

8. Результаты разгона с вольтмодами чипа и памяти.

С поднятыми до 1,6/2,2V напряжениями максимальный разгон видеокарты составил 720/780/780/1640МHz

Чип разогнался на 100 МHz! Разгон чипа, конечно, порадовал мою, заждавшуюся попугаев душу! Но подпортила впечатление память, которая разогналась всего на 40 МHz,. При увеличении частоты памяти даже на 5МHz начинались артефакты изображения.

В марках были получены следующие результаты:
3D Mark 2003 - 14206
3D Mark 2005 - 6906
3D Mark 2006 - 3507


Максимальная температура видеочипа во время тестирования составила 51 градус. Температура чипа в покое (2D) составила 38 градусов. То есть по сравнению с температурными показателями до вольтмода максимальная температура после вольтмода увеличилась на 8 градусов, с 43 до 51, а температура в простое осталась неизменной.

По сравнению с показателями производительности относительно частот видеокарты «по умолчанию», разгон с подбором дельты и использованием системы водяного охлаждения составил:
3D Mark 2003 - 19%.
3D Mark 2005 - 21%
3D Mark 2006 - 21%


Вот эти цифры меня уже немного удовлетворили.

По сравнению с результатами, которые удалось получить при максимальном разгоне со стандартной системой охлаждения:
3D Mark 2003 - 9%.
3D Mark 2005 - 9%
3D Mark 2006 - 11%

По сути это те показатели, которые отражают прирост производительности от, если можно так сказать, оверклокерства J, то есть установки на карту водяного охлаждения и вольтмодов чипа и памяти.

По сравнению с результатами, которые удалось получить с системой водяного охлаждения, но до вольтмода:
3D Mark 2003 - 6%.
3D Mark 2005 - 6,5%
3D Mark 2006 - 6,5%


А это показатели характеризующие, что дают вольмоды с хорошей системой охлаждения, в частности СВО.

9. Подбор и тестирование оптимальных таймингов памяти.

Подбор таймингов видеопамяти я начал в последнюю очередь. И поэтому получилось, что тайминги я начал модифицировать, когда видеопамять уже работала под повышенным до 2,20V напряжением – это как оказалось было даже слишком, в процессе тестирований выяснилось, что напряжение на видеопамяти можно понизить до 2,14V ( 2,11V в 2D) и разгон при этом нисколько не пострадал.

Подбор таймингов это надо сказать процесс редкостной скукоты…
Ведь необходимо перепрошивать биос. Раньше на видеокарте GeForce 6800, я пользовался для этой цели фирменной утилитой Leadtek, под названием WinFox. Но на видеокарте 7600GT она отказалась считывать образ текущего биоса, застопорив дальнейшую процедуру перепрошивки. Поэтому перепрошивать пришлось из под DOSа, при помощи утилиты Nvflash 5.36.

Так выглядит стандартный набор таймингов памяти на Leadtek WinFast A7600 GT TDH 256 Mb DDR3 AGP:
TRC=31 TRCDRD=10
TRFC=39 TRCDWD=6
TRAS=22 TRRD=8
TRP=9
Ознакомившись со статистикой изменения таймингов на Конференции Оверклокерс
(кто какие использует так сказать) и из нескольких статей, на том же сайте. Я определил для себя несколько комбинаций, которые стоило попробовать.

Далее описываю опытные варианты (измененные параметры выделены жирным шрифтом), изменения в разгоне, производительности от их использования.

Производительность каждого варианта я буду оценивать словами, так как процесс тестирования каждого варианта по 3 раза и вычисление усредненного значение занял бы очень много времени. Поэтому марки прогонялись один раз, а иногда все было понятно даже и не досматривая марк до конца.

Первый вариант:
TRC=31 TRCDRD=11
TRFC=39 TRCDWD=6
TRAS=23 TRRD=8
TRP=10

Разгон увеличился с 1640MHz до 1800MHz, но на любых частотах просматривались артефакты изображения и общая производительность видеоподсистемы упала. Вердикт-фтопку.

Второй вариант:
TRC=31 TRCDRD=10
TRFC=39 TRCDWD=6
TRAS=22 TRRD=8
TRP=10

Разгон увеличился с 1640MHz до 1760MHz, но на любых частотах просматривались артефакты изображения и общая производительность видеоподсистемы упала. Вердикт-фтопку.

Третий вариант:
TRC=30 TRCDRD=9
TRFC=37
TRCDWD=6
TRAS=22 TRRD=7
TRP=9

Разгон упал до 1600МHz, артефакты изображения везде включая рабочий стол, и общая производительность видеоподсистемы упала. Вердикт-фтопку. (Хотя данный вариант был совсем авантюрным изначально).

Четвертый вариант:
TRC=31 TRCDRD=10
TRFC=39 TRCDWD=6
TRAS=23 TRRD=8
TRP=9

Разгон упал до 1600МHz, артефакты изображения на любых частотах и общая производительность видеоподсистемы упала. Вердикт-фтопку.

Пятый вариант:
TRC=31 TRCDRD=10
TRFC=39 TRCDWD=6
TRAS=20 TRRD=8
TRP=9

Разгон не изменился, артефакты изображения на любых частотах и общая производительность видеоподсистемы упала. Вердикт-фтопку.

Шестой вариант:
TRC=23 TRCDRD=10
TRFC=29 TRCDWD=6
TRAS=15 TRRD=8
TRP=9

Даже не замерял разгон, так как артефакты даже в 2D такие, что чудом нашел кнопку «Пуск»
Однозначно фтопку.

Седьмой вариант:
TRC=26 TRCDRD=11
TRFC=33
TRCDWD=6
TRAS=17 TRRD=8
TRP=10

Разгон увеличился с 1640MHz до 1800MHz, но на любых частотах просматривались артефакты изображения и общая производительность видеоподсистемы упала. Вердикт-фтопку.

Восьмой вариант:
TRC=26 TRCDRD=10
TRFC=33 TRCDWD=6
TRAS=17 TRRD=8
TRP=9

Разгон увеличился с 1640MHz до 1720MHz, артефактов нет, и о радость!!! Наконец так объективная прибавка в производительности из-за увеличения частоты работы видео памяти!
Этот вариант таймингов было решено оставить.

10. Окончательная полировка параметров для использования с максимальным разгоном в режиме 24/7. Результаты тестирования.

Прежде чем досконально протестировать марками производительность с новыми таймингами памяти, я решил определить предел стабильного напряжения на видеочипе. Напоминаю, что после вольтмода я остановился на 1,6V (в 3D). Протестировав видеокарту с этим напряжением и убедившись, что температурные параметры работы видечипа и стабильность в норме, я начал далее поднимать напряжение. Попробовал опытным путем я, как мне тогда показалось, выяснил, что максимальное стабильное напряжение составило 1,7V в 3D и соответственно 1,65V в 2D.

Но после продолжительных тестов и недельного использования выяснилось, что 1,65V в 2D и 1,7V в 3D приводит к нестабильности системы. Нестабильность выражалась в неожиданных перезагрузках, увеличению времени загрузки 3D приложений, видеофильмов всех форматов и искажение картинки в HDTV фильмах. Поскольку мой домашний кинотеатр построен на базе именно компьютера и для меня это важно, мне пришлось снизить напряжение до 1,65 в 3D и соответственно до 1,6V в 2D. Снижать напряжение было немного обидно, так как эти 0,05V позволяли увеличить разгон еще на 10MHz по всем блокам видеочипа.

Из-за совокупно увеличившегося разгона по различным частотам видеочипа (блок геометрии, Rop блок, шейдерный блок), значение первоначально определенной дельты между частотами = 60MHz, было решено увеличить до 70MHz.

Примечание: Кстати утилита ATITool_0.25_ так и не смогла определить с помощью своей функции авторазгона, оптимальную частоту видеочипа. Начав со стандартной частоты в 560MHz, она разогнала видеочип до 837MHz!!! После чего система благополучно повисла… (пусть каждый сам для себя сделает выводы об этой популярной, у многих оверклокеров опции).

Итого параметры видеоподсистемы с максимальным разгоном для использования в постоянном режиме, то есть 24 часа 7 дней в неделю, составили:

Leadtek WinFast A7600 GT TDH 256 Mb DDR3 AGP.
Частота чипа: 730/800/800MHz
Частота памяти: 1720MHz
Vgpu: 1,65(2D 1,60)
Vmem 2,14(2D 2,11)
Тайминги памяти: TRC=26, TFC=33, TRAS=17, TRP=9, TRCDRD=10, TRCDWD=6, TRRD=8.


Прилагаю ссылку для скачивания образа биоса с этими параметрами.

Примечание: будьте осторожны! кулер запитанный от разъема на видеокарте - отключен!

Результаты тестирования:
3D Mark 2003 - 14724
3D Mark 2005 - 7090
3D Mark 2006 - 3595


Максимальная температура видеочипа во время тестирования составила 51 градус. Температура чипа в покое (2D) составила 38 градусов.

По сравнению с показателями производительности относительно частот видеокарты «по умолчанию», повышение производительности при максимальном разгоне для использования видеокарты в режиме 24/7 составило:
3D Mark 2003 - 23%
3D Mark 2005 - 24%
3D Mark 2006 - 24%


Я не скажу, что это очень хороший результат, но это и не плохо. Вот такая у меня расплывчатая оценка разгона видеокарты Leadtek WinFast A7600 GT TDH 256 Mb DDR3 AGP.

Но 24% в среднем это прирост производительности в 3D Марках. В реальных 3D приложениях тестирование не производилось, но я могу даже без измерений, то есть на глаз, сказать, что увеличение производительности (количество FPS) в таких ресурсоемких играх как: F.E.A.R., T.E.S.4 Oblivion, GT Legends, составило от 50 и до 100%!!!

К примеру: ранее с видерокартой Geforce 6800 с разблокированными конвейерами и разгоном до частот выше Ultra версии по чипу и на уровне GT версии по памяти, в F.E.A.R. я использовал «Средние» настройки графики и основное количество выдаваемых FPS было в промежутке от 25 до 40%., а максимальное значение не превышало 106FPS.
С новой видеокартой настройки графики были выставлены на «Высокие» и основное количество выдаваемых FPS оказалось выше 40, а точнее сказать 85%. А максимальное значение составило 183FPS.
В ранее конкретно тормозящих на моей системе играх T.E.S.4 Oblivion и GT Legends, стало возможным с достаточным комфортом играть при высоком качестве настроек.

11. Benchmarking или ловля попугаев.

Определив максимальный разгон для повседневного использования видеокарты, было решено половить попугаев, то есть получить максимальные очки в марках, не обращая, внимание на качество картинки, наличие артефактов изображения и т.д.

Для этого обычно проводят программную и аппаратную подготовку. К программной относится оптимизация настроек Операционной системы, отключение ненужных служб и программ из автозагрузки, а также специфические настройки графики, такие как LOD и другие. Моя ОС достаточно оптимизирована и я стараюсь следить за ее чистотой. Так что я просто устанавливаю значение LOD = +15 DirectX и OpenGL приложениях, отключаю вертикальную синхронизацию, ну и еще заменяю значения пары параметров, от которых эффект по увеличению производительности во время тестирования, равен зажмуриванию глаз и натуживанию седалищного нерва. .


Под аппаратной обычно подразумевается увеличение напряжения (даже по сравнению с уже увеличенным напряжением, используемым в постоянном режиме эксплуатации видеокарты) на видеочип и видеопамять, и временное-(только для получения максимальных очков в марках) или постоянное усовершенствование системы охлаждения. В этом уже кто во, что горазд, кто-то просто процессорный кулер закрепит на видеокарте, а кто-то задействует и системы фазового перехода, сухой лед и жидкий азот.

Как я уже ранее писал, увеличивать напряжение на видеочипе на данном экземпляре Leadtek WinFast A7600 GT было возможно только до 1,7V, и то с потерей стабильности, но для бенчмаркинга сгодилось. То есть пройти марки скрепя и потрескивая получилось. J
Увеличение напряжения на видеопамяти, как я уже писал, с 2,14V вплоть до 2,4V не приводило к увеличению частоты (с модифицированными таймингами разумеется), так что его я не трогоал.

В качестве усовершенствования системы охлаждения я просто наполнил расширительный бачок СВО кубиками льда.

Подсыпая по ходу тестирования свежезамороженные кубики и сливая излишки воды. Таким образом, мне удалось достичь температуры хладагента (приблизительно 60% тосола и 40% вода) внутри контура СВО = +8, +9 градусов. А одна из стенок системного блока была открыта.
На фото изображен расширительный бачок безо льда, в его повседневном положении. Во время бенчмаркинга, в суете, я забыл сделать фото.

Примечание: Хочу отметить, что в таких условиях образование конденсата на границе разницы температур неминуемо. Так как температура воздуха в комнате была +24, а воды +8. Это дало осадок из дистиллированной воды (конденсата) на водоблоках и вокруг них уже через 10 минут тестирования. Замыкания не произошло видимо только потому, что, как известно конденсат – это, по сути, та же дистиллированная вода. А она почти не содержит солей, способствующих пропусканию электричества. Но все же в следующий раз я обязательно подстрахуюсь и установлю защитные прокладки из картона или паролона вокруг водоблоков на материнской плате и видеокарте.
Будем считать, что мне в этот раз повезло… Не повторяйте чужих ошибок!


Итак, конфигурация тестового стенда на время бенчмаркинга:
Материнская плата: Epox 8RDA3+ rev.2.1 Vcore 2,0V.
Процессор: Barton 2500+@2442MHz, 222MHzx11, Vcpu 2,0V.
Оперативная память: 2x512Mb Hunix Dual DDR 3-3-3-9 Vmem 2,90V
Видеокарта: Leadtek WinFast A7600 GT TDH 256 Mb DDR3 AGP.
Частота чипа: 740/810/810MHz
Частота памяти: 1770MHz
Vgpu: 1,70(2D 1,65)
Vmem: 2,14(2D 2,11)
Тайминги памяти: TRC=26, TFC=33, TRAS=17, TRP=9, TRCDRD=10, TRCDWD=6, TRRD=8.

Комментарии:
· Частота центрального процессора была увеличена до максимальной стабильной, в данных условиях охлаждения, напряжение на процессоре и чипсете материнской платы было поднято до 2,0V.
· Тайминги оперативной памяти были увеличены до 3-3-3-9.
· Частоту видеочипа, удалось увеличить только на 10MHz. Дальнейшее повышение частоты приводило к фризам и троттлингу.
· Частоту видеопамяти, без падения производительности, удалось увеличить на 50MHz, но это выразилось в наличие огромного количества артефактов изображения.


Результаты:
3D Mark 2003 - 15693
3D Mark 2005 - 7516
3D Mark 2006 - 3696


Максимальная температура видеочипа во время тестирования составила 43 градуса. Температура чипа в покое (2D) составила 27 градусов.
Разница в показателях производительности по сравнению с показателями для режима 24/7 и показателях полученных при бенчмаркинге составила:
3D Mark 2003 - 6,5%
3D Mark 2005 - 6%
3D Mark 2006 - 3%


Так как выдающихся результатов для видеокарты Geforce 7600GT получено не было, я бы сказал даже достойных результатов получено не было, я не стал приводить screen-shotы результатов марков и тем более не стал официально регистрировать данные результаты на ORB.

Честно говоря, я ожидал от бенчмаркинга большего, но в такая небольшая разнице в производительности между режимом 24/7 и полном форсажем можно объяснить не только как неудачный бенчинг, но и как удачный разгон для постоянного использования! Это как в присказке про оптимиста, у которого стакан на половину полон и пессимиста, у которого он на половину пуст

Хотя надо помнить, что равнение на показатели, полученные на других видеокартах Geforce 7600GT, не совсем корректно, так как они все были получены на платформах с PCI-Express видеокартами и процессорами совершенно другого уровня производительности. А на платформах с AGP видеокартами 7600GT мне пока и равняться особо не на кого…

Также надо не забывать, что на видеокарте установлен HIS мост, переводящий сигнал между шинами PCI-Express и AGP. Вполне возможно, что он явился не последним звеном, тормозящим дальнейший разгон видеокарты.

12. Доработка подсистемы питания видеокарты или CapMod.

Последним шагом в усовершенствовании производительности и разгоне видеокарты 7600GT было решено сделать усовершенствование подсистемы питания видеокарты. То есть установка так называемого CapMod – Сapacity Modification, а на «великом и могучем» - Конденсаторная модификация.

12.1. Теоретические данные, руководство по установке.

Если абстрагироваться от сложных электрических терминологий, суть модификации состоит в следующим: Ток поступающий на видеочип и видеопамять подвержен высокочастотным пульсациям, то есть - не постоянен. Задача данной модификации состоит в снижении высокочастотных пульсаций, для более стабильного питания компонентов видеокарты.

Добиться этого можно установкой в цепь питания, от силовых микросхем (они же – мосфеты, они же шим контроллеры) до конечных потребителей (видеочип, видеопамять), дополнительных конденсаторов, с высоким значением параметра внутреннего сопротивления (импедансного сопротивления, Low ESR). Также существуют модификации с установкой дополнительных дросселей или керамических конденсаторов. Но они более трудноосуществимы в домашних условиях (без профессионально оборудования). Поэтому, я решил остановиться на модификации связанной с установкой дополнительных конденсаторов (или заменой существующих на новые, с большим значением емкости и что самое главное, значением Low ESR).
Итак на видеокарте была определена схема CapMod модификации


Для видеопамяти, было решено установить два параллельно соединенных конденсатора на точки мониторинга напряжения. А для видеочипа, допаять параллельно дополнительные конденсаторы к двум уже распаянным на плате (PCB). Характеристики уже распаянных конденсаторов: 500мФа, пробивное напряжение 4V. Никаких данных о их Low ESR значении на них не было указано (что в прочем и не удивило, это как обычно).
Для модификации были выбраны конденсаторы: Sanсon, емкостью 2200мФа, с напряжением 16V, и Ultra Low ESR значением.

Для реализации CapMod – модификации вам понадобится:

1. Заизолированные проводки, для более удобного расположения конденсаторов на PCB.
2. Мощный (не менее 40ватт) паяльник с тонким жалом. И комплект паяльных принадлежностей вроде: канифоли, олова, флюса пинцета.
3. Твердые прямые руки и средний скилл паяния.

Вот так это получилось у меня:

CapMod 7600GT 1


CapMod 7600GT 2


А вот так выглядит видеокарта с реализованным СapMod:

СapMod 7600GT вид в системнике


12.2. Влияние CapMod на разгон, результаты тестирования с CapMod.

После установки СapMod, разгон увеличился конечно не так, как хотелось бы, но все же улучшения было.

Стабильное напряжение на видеочипе поднялось с 1,65V, до 1,68V. И следствием этого стало повышения максимального стабильного разгона до 735/805/805MHz. В общем то всего 5MHz, но приятно.

Память порадовала сильнее. После CapModа, рабочее напряжении возросло до 2,25-2,3V. При этом разгон увеличился с 1720 до 1740 MHz. Итого 20 MHz, неплохо.

Результаты разгона с максимальными частотами 735/805/805/1740МHz, составили:
3D Mark 2003 - 14942
3D Mark 2005 - 7182
3D Mark 2006 - 3628


Установка CapMod принесла следующие повышение производительности:
3D Mark 2003 - 1,5%
3D Mark 2005 - 1,3%
3D Mark 2006 - 1%.


Не густо, но в качестве последнего штриха, когда уже счет идет на мегагерцы и все остальное было испробовано, это полезная модификация. Да и стабильности в работе я думаю она добавит, а видеокарта под вольтмодами в ней нуждается.

Вывод напрашивается следующий: поскольку добавление качественных конденсаторов со значением Low ESR – Ultra., практически не добавило разгонного потенциала, то уже имеющуюся подсистему питания видеокарты можно признать эффективной.

13. Сводная таблица результатов и диаграмма тестирования.



Таблица результатов тестирования 7600GT



Диаграмма результатов тестирования 7600GT


14. Выводы. Подтекст.

Работы по данному тестированию и написанию материала заняли целый месяц. В результате были сделаны следующие выводы:

1. Видеокарта Leadtek WinFast A7600 GT TDH 256 Mb DDR3 AGP. Хорошая комплектация, великолепное соотношение цена\производительность, 256 мегабайт высокочастотной видеопамяти, умеренный по тепловыделению видеочип, хорошая подсистема питания видеокарты.
2. Разгонный потенциал Geforce 7600GT AGP. Неплохой разгонный потенциал, даже со стандартным кусочком алюминия с ребрами и вентилятором (по другому стандартную систему охлаждения не назовешь ).
3. И самое главное - это вольтмодопригодность! 1,34V на видеочипе, при должном охлаждении (а я думаю мало кто из оверклокеров оставит стандартную систему охлаждения ;)), легко превращаются в 1,6V, а может кому повезет и более. А поскольку чип не столь горяч, как предыдущие AGP монстры Geforce 6800xx, и Radeon X8xx, то даже нет необходимости устанавливать водяное охлаждение при завышенном до 1,6 и более вольт напряжении. Продвинутые кулеры для видеокарт, справятся с охлаждением не хуже водяных систем. Ну а как следствие, вольтмод видеочипа дает ощутимую прибавку в производительности видеокарты Geforce 7600GT AGP, которую неспособны дать не вольтмод видеопамяти, не модификация таймингов видеопамяти, не установка отрицательной дельты частот между блока чипа, не усовершенствование подсистемы питания, вместе взятые…

Подтекст.


На мой взгляд, подтекст в данной статье очевиден. Некоторые посмотрят на ее название и оно из не заинтригует, даже чтобы открыть ее, некоторые откроют и даже прочтут «по диагонали», владельцы видеокарт 7600GT/GS, наверняка внимательно прочтут, оценивая через призму разгона своей видеокарты и только обладатели систем с AGP, по-настоящему серьезно обратят на нее внимание.

Обладая ранее видекартой Geforce 6800, я считал, что upgrade видеокарты совершенно нецелесообразен, так как повышение производительности не сможет окупить вложенные в новую видеокарту средства.
Когда я сменил видеокарту, пусть и не по причине намеренного upgrade, а по причине выхода из строя старой видеокарты, я понял, что ошибался. И сейчас я объясню почему.

Это произошло из-за привычки измерять производительность в режимах 3D Markов «по умолчанию», но ведь они не показательны для получения информации о реальной производительности видеокарты, для этого нужны тяжелые режимы со сглаживанием и максимальным уровнем анизотропной фильтрации.
К примеру: у Geforce 6800 разогнанная по частотам с 325/700MHz, до 450/950MHz, максимальные результаты без фризов, троттлинга и артефактов, для использования в постоянном режиме (24/7), на этом же тестовом стенде составляли:
3D Mark 2003 ~ 12500
3D Mark 2005 ~ 5500
3D Mark 2006 ~ 2000

А Leadtek WinFast A7600 GT TDH 256 Mb DDR3 AGP со всеми модификациями в режиме 24/7 выдает:
3D Mark 2003 - 14942
3D Mark 2005 - 7182
3D Mark 2006 - 3628


Разница составляет:
3D Mark 2003 ~ 19,5%
3D Mark 2005 ~ 30,5%
3D Mark 2006 ~ 81,5%


В 2003 и 2005 марках еще более менее терпимые отставания, в 2006 оно существенно больше. Но оно меркнет по сравнению с той разницей, которая наблюдается безо всяких тестов, и даже невооруженным газом в играх, с настройками графики на максимальное качество. Эта разница, как я уже писал, просто подавляющая. Сказывается 256 мегабайтная видеопамять и более совершенное микроархетиктура видеоядра.
Итого, что мы имеем: после замены видеокарты на устаревшей системе: самые современные игры стали играбильными с максимальными настройками графики, после постоянных притормаживаний на настройках среднего качества на предыдущей видеокарте.
И самое главное итого: Такой upgrade имеет смысл!

Вот так выглядит моя система, для использования в постоянном режиме 24/7, после всех модификаций:

системник на 21 10 2006



Проделанную работу можно обсудить в специально созданной ветке конференции в разделе Персональных страниц и ветке Все о 7600(GT\GS). Жду ваших замечаний, отзывов и вопросов.


P.S. Поскольку я считаю данное исследование не совсем полным, из-за использование только одной версии драйвера (Forceware 91.47), то в ближайшее время, как дополнение к этой статье, планируется сравнительное тестирование последних версий драйверов.

Hosted by uCoz